Религия

Вера и — шире — пространство религиозных представлений на игре-поэме во многом формирует представление персонажа о том, как устроен мир. Религия не имеет решающего значения, впервые за многие века на поле общественной мысли она выходит не как доминанта, а как равный противник. Традиционные христианские ценности, присутствовавшие в жизни русского человека без особенных изменений многие годы, к концу 19-го века по многим причинам, среди которых мы назовем и индустриализацию, и прогресс научного скептицизма, и усталость от огосударствления мысли, подвергаются сомнению и переосмыслению.

Рабочие, оторванные от уклада своей деревни, вместо требника начинают читать Энгельса, декадентствующие разночинцы и люди свободных профессий увлекаются модными антропософией и теософией, в узких кругах распространяются буддизм и сатанизм, все сильнее в больших городах становятся общины старообрядцев, которые часто выбиваются в лидеры как среди рабочих, так и среди капиталистов. Не чувствуют себя чужими в Петербурге католики и протестанты. Иудеи потихоньку перестают быть изгоями. Одиозные идеологи социалистических партий пропагандируют атеизм и презрение к попам.

Россия начала XX в. это страна, в которой множество новых идей об истине и справедливости начинают соперничать с многовековыми устоями религиозного сознания.

Играть в веру на игре-поэме можно множеством способов. В общественной жизни мы для себя выделяем следующие основные аспекты:

  1. Личная вера. На игре будут церкви и священники. Будут службы и исповеди. Церковная благотворительность, общение со старцами, ритуалы, связанные с церковью (например, свадьба), и колокольный звон над Санкт-Петербургом. Это важно и будет моделироваться. Походы в церковь, обсуждение в семейном кругу религозных вопросов (например, сын-атеист в семье старообрядцев), исповеди — важная часть жизни множества персонажей и существенная часть контекста эпохи. Если вам интересно играть в это — поговорите с вашим региональным мастером.

  1. Церковь и общество. Каково место церкви в обществе и в государстве в России? Этот вопрос обсуждается политиками и общественными деятелями. В частности: допустима ли религиозная пропаганда, как связаны религия и образование (церковно-приходские школы), должна ли быть связь религии и государства, должна ли РПЦ управляться синодом или патриархом, является ли религия орудием угнетения масс трудящихся. Наконец, если царская власть дарована богом, а бога нет, то почему нами должен править царь? Если вам интересно играть в это - поговорите с мастером по политике (ДСлава) и/или мастером по религии (Айгуль).

  1. Веротерпимость. Вопрос положения религиозных меньшинств (в первую очередь евреев и старообрядцев) волнует сами религиозные меньшинства и ряд политиков. Черта оседлости для евреев, еврейские погромы, ограничения для старообрядцев - значимые вопросы. Если вам интересно играть в это — поговорите с мастером по политике (ДСлава) и/или мастером по религии (Айгуль).

В рамках подготовки персонажей, мы рекомендуем игрокам ответить от лица их персонажей на следующие вопросы:

  1. Существует ли бог или какая-либо сверхъестественная сила, управляющая нами? А так же кто предопределяет судьбу человека: сам человек или бог, и есть ли вообще судьба? Существуют ли объективно установленные критерии добра и зла? Каков идеальный мир (на основании веры, философского/общественно-политического учения, иного)? Ответы на эти вопросы могут помочь вашему персонажу выработать Мечту и Муку.
  2. За кем мне следовать? Чьи взгляды и убеждения я разделяю: православной (или иной) церкви, политической партии, тайного общества, научно-философского кружка? Если бог существует, кто верно излагает нам его волю и заветы? Если я атеист, то под влиянием каких источников сформировалось мое убеждение? Как я отношусь к тем, кто не разделяет моих взглядов, и насколько для меня важно, чтобы мои соотечественники были со мной одной веры? Ответы на эти вопросы могут помочь вашему персонажу выработать Мечту и Метод.
  3. Спасусь ли я? Что ждет человека после смерти? Можно ли целью оправдать средства? Приведут ли меня мои поступки к счастью в этой жизни и в потусторонней? И правда ли, что если Бога нет, то всё дозволено? Ответы на эти вопросы могут помочь вашему персонажу выработать Метод и Муку.

Подробнее про Мечту, Муку и Метод читайте здесь.

Если для вашего персонажа не важна определенность в религиозном мировоззрении, то он по умолчанию считается православным; у большинства игроков (кроме евреев, старообрдцев и некоторых других групп) в паспорте будет присутствовать отметка о православном вероисповедании.

Русская Православная Церковь

Нижеследущий текст носит исключительно рекомендательный характер; мастера ни в коем случае не навязывают вам требований посещать церковь или каким либо другим образом играть в религию, если вам принципиально не хочется этого делать.

Как мы уже писали выше, русское общество начала XX в. это общество православное, во многом по инерции и по традиции; это было действительно то время, когда религия являлась одним из важнейших пластов жизни и культуры для большей части населения. Конечно, у таких социальных групп, как, например, прогрессивное студенчество или революционно настроенный пролетариат было свое особое отношение к религии. Однако для подавляющего большинства игроков православное вероисповедание являлось некой нейтральной позицией в религиозном вопросе. 
В чем выражается православность среднестатистического игрока:
1. Он знает молитву “Отче Наш” и гимн “Боже, Царя храни!”, а также умеет правильно креститься (см. приложение). Оба текста и схему мы предоставим вам в распечатанном виде. 
2. Он время от времени посещает церковь – причаститься, исповедаться или просто отстоять службу. Исповедь в рамках игры является одним из инструментов, с помощью которых ваш персонаж может поразмышлять над своими МММ или просто высказать накопившиеся чувства и мысли.
3. Он отмечает в церкви важные события в собственной жизни, такие как рождение детей, брак и смерть. 
В игровом Петербурге будут моделироваться Казанский Собор (роскошный и богатый храм) и Церковь Александра Невского во Крестах (простая церковь, находящаяся в рабочем квартале). В церквях будут проводиться:
1. Богослужения:
a. утром/днем - литургия; (таинство евхаристии (причастия), совершаемое во время литургии моделироваться НЕ будет). 
b. вечером - всенощная;
2. Обряды:
a. отпевание – если на игре умер персонаж православного вероисповедания, то Церковь может провести для него обряд отпевания;
3. Таинства:
a. исповеди – в каждой церкви всегда будет находиться дежурный священник, который может принять у вас исповедь;
b. брака;
c. крещения;

Приложение:

“Отче Наш”
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.


“Боже, Царя храни!”
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам;
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, Царя храни!


Как правильно креститься: три пальца – большой, средний и указательный соединены вместе, безымянный и мизинец прижаты к ладони. 
Движение руки: 1. лоб -> 2. солнечное сплетение -> 3. правое плечо -> 4. левое плечо.

Яндекс.Метрика