Игра-поэма 1905

Игра-поэма «1905». О чем говорим. Как говорим. Художественное высказывание, сделанное в виде ролевой игры.

— Дальше.

М. Горький, «На дне»

Культурно-исторический проект «1905» обращается к простому русскому чувству необъяснимого, предельного, граничного, тому, что находится на обрыве чувств и телеграфных проводов, на краю мира. Мы предпочитаем называть это ощущение любовью, и о нем делаем свой проект.

Мы говорим о России начала ХХ века, времени, когда еще ничего не было решено, но уже начало решаться.. 1905 год мы взяли прежде всего как метафору русского чистосердечного: нам интересно русское вообще, все, что происходило и происходит в нашей стране с людьми, их муками и мечтаниями. Это — разлом старого имперского мира и создание мира нового, это то, как целый народ дошел до ручки, а потом повернул ее и отворил дверь в будущее. В 1905 году началось нынешнее время, примем этот факт как основу нашего интереса.

Центральным событием проекта станет игра-поэма «1905», смоделированная русскими людьми ситуация столкновения русских людей друг с другом и с демонами собственными и чужими.

Эта поэма об одиночестве и о том, что все русские люди прежде всего поэты, а потом уже люди. А также о противостоянии человека и стихии. Вернее, не так: когда мы говорим о противостоянии, мы подразумеваем борьбу сторон, в нашем случае борьба — это пробираться через болота и буераки русской жизни.

Нет противостояния, есть русский человек, который находится в тумане или в темноте.

Человек в тумане остается человеком, но не знает, куда ему идти. Туман — это незнание того, что делать (и мещанин, и революционер делают порой то, что делают, так, как они привыкли, не понимая, для чего).

Человек в темноте вынимает свое сердце, чтобы сделать свет, этим он побеждает. Тьма — это невежество и глупость пугающих масс (невежество пролетариата для царя, невежество консерваторов для эсера, невежество непонимания правильного устройства).

В обоих случаях мы можем сказать, что есть некто, кто совершает поступок , но это не скучная сказка о выборе, а история о том, как ты бредешь и выходишь на свет — или делаешь свет сам из себя.

Наша игра для нас — художественное высказывание, такая же поэтическая форма, какой были «Мертвые Души» для Гоголя. Герой нашей поэмы — Россия, о ней и поём.  Русским человеком мы назовем такого, кто любит Россию, желает ей добра и говорит о ней на свой лад, как вот мы — на свой. Для этого термина, как и у всех остальных в нашем проекте, важно прежде всего символическое значение.

В нашем русском человеке мы для простоты выделяем следующие черты:

  • он поэт в том, как относится к реальности, как понимает ее и изменяет ее. Наш русский человек фантазер, хулитель, эпигон, строитель и разрушитель воздушных замков или же замков из камня и железа. Он творит свою жизнь, как поэт черкает строфы в блокноте: увлеченно, неистово, не отвлекаясь на глупости.
  • у него, у русского человека, есть вот такие характеристики: его мука, его мечта и метод реализации этой мечты. Мукой он живет, она хранит его и заставляет жить, с ней он свыкается, ее преодолевает.  Русский человек беден, или непонят, или одинок, или гордо погибает, и все это непереносимо (но он переносит).

Мечта — это то, каким он видит весь мир без муки.  Вот случится, тогда заживем! Царя скинем, коммунизм построим, степи засажаем кукурузой, тюрьмы оппозицией, лавки детьми. И мечтательная жизнь начнется тогда!

Метод для нашего человека — это то, как он понимает изменение России. Идея не стоит слезинки ребенка, значит, не будем мы обижать детей, даже и ради мечты. А иной человек по-другому добрый, он ради мечты мать продаст. У кого метод слова говорить, у кого пули слать. Один работает, другой плачет, третий пишет.

Слова и писания важны, пока ничего не говоришь, ничего и не скажешь. В 1905 немые открывали рты, чтобы сказать о муке своей и о мечте, шли с образами по Петербургу, или шли на баррикады, или на сопки Манчжурии. Тогда еще не разговаривали, как сейчас, только чтобы пооткрывать рты, а хотели говорить, чтобы сказать, хотели и слушать.

В России вокруг тебя везде что-нибудь огромное. И русский человек, кем бы он ни был, делает шаг в это огромное, изменяет его или хотя бы мифологизирует. Наша игра о русском мифе.

Запланированы: маленькая победоносная война, народные гуляния, переходящие в казни, манифесты, статьи, выступления с трибун, с броневиков, со сцены.

Но в основном мы, простые поэты, приглашаем вас, простых поэтов, языком ролевой игры черкануть пару строчек о том, что нам важно: о Родине, о любви и о поступках, которые меняют первую и показывают вторую. 

Список литературы по теме

Художественная:
Ф.Достоевский "Бесы", "Записки из мертвого дома", "Господин Прохарчин", "Братья Кармазовы", дневники писателя
А.Чехов, все творчество
В.Брюсов "Огненный ангел"
Н.Бердяев "Философия свободы", "Смысл и истоки русского коммунизма"
А.Белый "Петербург"
М.Горький "Мать", "На дне", "Исповедь"
А.Куприн "Штабс-капитан Рыбников"

Мемуары:
Н.Ходасевич "Некрополь"
З.Гиппиус "Живые лица"
С.Витте "Воспоминания"
К.Чуковский "Дневник (1901-1929)"
В.Иванов, Н. Гершензон "Переписка из двух углов"
Н.Врангель "Воспоминания: от крепостного права до большевиков"
А.Кошко "Очерки уголовного мира царской России. Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции и заведывающего всем уголовным розыском Империи"
В.Шкловский "Жили-были"

И другие воспоминания авторов, которых вы считаете заслуживающими доверия

Яндекс.Метрика