Рекомендации по костюму

Хороший костюм на нашу игру можно собрать из современных элементов и за приемлемую цену. Если у вас возникнут проблемы с костюмом для персонажа - обращайтесь к мастерской группе за советом.

Мы хотим, чтобы игровой мир был многообразным и красивым, поэтому просим игроков прислушаться к нашим рекомендациям.

Разговор о костюмах будет идти в двух направлениях: о форменной одежде и гражданской.

Санкт-Петербург в начале ХХ века оставался городом мундиров. Мундир показывал, чем занимается его обладатель и какой властью наделён. От генералов до гимназистов - все представители привилегированных сословий (состоящие на государственной службе, учащиеся и так далее) имели свою узаконенную форменную одежду. Мундир ставил своего обладателя на ступень выше людей его круга.

Так как для форменной одежды очень важно единообразие, призываем игроков кооперироваться и покупать/шить форменную одежду совместно. Мы не требуем обязательно наличия второго комплекта формы (парадной). Если вы ею озаботитесь, это будет прекрасно. 

Высшее общество

Женская мода

Моду 1900-х годов можно разделить на несколько периодов. С 1900 по 1903 год властвовала линия  «модерн», или «декадентская линия», как ее называли в России: изогнутый силуэт с узким рукавом и плавно расклешенной книзу юбкой. Период с 1904 по 1906 связан с Русско-японской войной и революцией 1905 года и их последствиями. Заметным становится японское влияние на моду; возвращается популярный в конце XIX века пышный рукав «жиго».

Начиная с 1900 года женский силуэт меняется в сторону изогнутой линии («S» – силуэт, названный «бель эпок»). Корсет максимально утягивал  талию и поднимал грудь. Длинные, узкие в бедрах, расклешенные книзу юбки напоминали едва раскрывшийся цветок. Силуэт этой эпохи гармонично завершался пышными прическами и объемными, высоко прикрепленными двумя булавками шляпами, создававшими эффект «большой головы».

При этом период начала ХХ века был непосредственно связан с борьбой женщин за эмансипацию, за возможность профессиональной работы. Стиль жизни женщины высших классов начала ХХ века стал гораздо более активным. Путешествия, учеба на курсах, преподавание и научная работа – всё это превращало женщин в России в думающий, высокообразованный социальный класс, который безусловно диктовал новые требования к женскому платью.

Начиная с 1904 года появились платья нового покроя, более свободного силуэта с завышенной талией, корсеты стали более гуманны. Стиль «модерн» всё равно диктовал свои декоративные элементы и художественную отделку. Популярной была отделка корсажа кокеткой из кружевного гипюра с воротником-стойкой.

Крой юбки стал плавней и уже в бедрах. Подол юбки чаще всего украшался ажурной аппликацией из выпуклого гипюра с окошечками из тюля. Было модно строить контраст между тканями за счет разницы фактур и веса материала.
Была очень популярна светло-зеленая гамма, лиловые, светло-коричневые, голубые оттенки. Модной отделкой платьев стали «кометы» – узкие ленточки черного бархата, продернутые через гипюровые или кружевные прошивки и собранные в бантообразные букеты, которые пришивали на платье в виде объемного украшения. Использовали много кружева и гипюра. В моде было вологодское и елецкое кружево, им часто отделывали вещи в русском стиле.

Входит в моду прогулочный костюм – «тальер». Тальеры шили как из ткани светлых тонов, так и из тяжелого темного сукна.

Под тальером носили шемизетки из  тафты или шелковой кисеи с непременным воротником-стойкой. Эти воротнички делали из кружева, поддерживали целлулоидными прозрачными косточками или тонкой волнистой стальной проволокой, окрученной шелковой ниткой.
Очень популярной застежкой были кнопки и крючки. Ближе к 1904 году вошли в моду буфчатые рукава. Популярна была английская шерстяная ткань.

Бальная мода

Для вечерних и бальных туалетов модным был крой «принцесса». Шелковые платья, скроенные таким образом, чаще всего узорно вышивались крупными блестками в тон. Легкую основную ткань платья искусно расшивали тесьмой, блестками, кружевом разных сортов и толщины.

Всколыхнулся интерес к русскому традиционному национальному костюму, в обиходе появились сарафаны на бретелях. Но, конечно, самое яркое свидетельство интереса к национальной одежде - это Императорский бал 1903 года в русском стиле.

Новым и модным украшением к декольтированному платью стали бархотки – бархатные ленточки, отделанные ювелирной работы пряжкой, часто из поддельных камней.

Кроме бархоток успехом пользовались шелковые парюры (съемные воротники-стойки). Такие украшения делали из крепдешина и гипюра, отделывали вышивками из блесток и стекляруса.

Верхняя одежда

Популярной верхней одеждой были расклешенные пальто-сак и укороченные пальто. В 1904 году в моду входят всевозможные пелерины, которыми дополняли прогулочные жакеты и накидки. Жакеты делали из меха – в основном из соболя и шиншиллы.

Самыми модными цветами для верхних вещей был пепельно-серый, черный и бежевый, так как считалось, что эти цвета подходят к разным  платьям. Новые пальто делали вовсе без воротников.

Домашняя одежда

Домашняя одежда шилась в китайском и японском стиле: крой с завышенной талией на кокетке или вовсе прямого покроя без талии.

Аксессуары

Женские шляпы начала века делали крупными, с изогнутыми полями, передние поля шляпы вытягивались надо лбом.  Отделывали шляпы подвитыми страусовыми перьями, искусственными цветами (ветки глициний, орхидеи, розовые пионы, гортензия, хризантемы, чайные розы, маргаритки) и кружевом. Популярной была  золотистая и черная соломка. Другой модной формой был «амазонский ток». Так как пышная прическа не позволяла носить шляпу на макушке, для их крепления использовались две длинные, в 20 см, стальные шляпные булавки.

Дамы по-прежнему опасались загара и старались закрыться солнечным зонтиком из хлопчатобумажного полотна или шелка, отделанного широкими ажурными прошивками. В моде были длинные тонкие ручки, напоминавшие тросточки, а сам зонт оканчивался кружевной или шелковой оборкой.

Носили страусовые белые или черные веера большой формы, а также тонированные в цвет платья. Веера были небольшого размера, их покрывали кружевом, порой расшивали пайетками.

Лорнеты стали изготавливать из более дешевых материалов. В связи с эмансипацией дамы начали использовать очки.

Полагалось иметь много перчаток: по цвету, сезону, случаю и т.д. В петербургском климате они быстро пачкались и их часто меняли. Зачастую дама, выходя из дома, имела с собой несколько запасных пар.

Прически

Самой большой популярностью пользовались прически с пышным валиком, обрамлявшим лицо, на макушке заканчивавшимся небольшим пучком в виде высокого узла. Для придания волосам пышности надо лбом носили специальный валик из конского волоса, напоминавший ажурный круглый обруч, на него сверху начесывали волосы и закрепляли их булавками. Считалось модным допустить в прическе некоторую небрежность. В прическу вставляли шпильки, гребни, диадемы, заколки с растительным орнаментом или в виде стрекоз и бабочек.

Обувь

Самой распространенной формой дамской обуви были туфли на французском каблуке. В Санкт-Петербурге стала популярна резиновая обувь. Модной обувью были лакированные или шнурованные ботинки со светлым верхом и черными лакированными носками и каблуками, а также «лодочки» с перепонкой.

Мужская мода

Мужской гардероб (помимо мундиров) состоял из сюртука, визитки, костюмов и фрачной пары.
Оживляли мужской костюм жилеты различных цветов: белые, синие, фиолетовые, одноцветные, полосатые с цветочками и вышитые. Жилеты шили из различных материалов, зачастую совершенно противоположных основной ткани костюма. Жилеты были шелковыми, бархатными, атласными. Покрой жилета - глухой, с семью пуговицами и прорезным карманом для часов. Жилет было очень модно носить дома.

Самым популярным головным убором является котелок различных конфигураций. Цилиндр все еще продолжают носить в торжественных ситуациях. Постепенно входят в моду  фетровые шляпы и кепки-шестиклинки.

Средний класс

Мода среднего класса походила на одежду, которую носила знать.
Те же корсеты у женщин, схожие силуэты, но более практичные ткани и сдержанные фасоны.

Покрой, расцветка, отделка отвечали общему направлению и стилю, но были строже, корректнее.

Студенты и курсистки

В каждом учебном заведении была своя форма. Все студенты институтов носили черную двубортную шинель и черную фуражку с лакированным козырьком. Форма каждого института отличалась цветом петлиц и канта, эмблемой на наплечниках, фуражке и пуговицах.

Студенты университета носили двубортную шинель темно-зеленого (бутылочного) или черного цвета с золотыми с орлом пуговицами и темно-зеленой фуражкой. Петлицы, околыши фуражки, кант на шинели и на фуражке были синие. У студентов университета эмблем на фуражке и наплечников не было.

Предлагаем использовать для студентов:

фуражки темно-зеленого цвета (ссылка)

френч или китель  (ссылка)

Курсистки носили платья темных оттенков (но не черного - цвета траура), часто с белым воротничком. 

Чиновники

Чиновники носили форму из темно-зеленого сукна. На службу ходили в тужурке, а более солидные и пожилые — в сюртуке. Парадной формой были: сюртук, фрак и мундир, брюки со штрипками. Головной убор — фуражка с кокардой.

Форма отдельных ведомств отличалась цветом канта и петлиц: у чиновников Министерства путей сообщения — бирюзовый, земледелия — зеленый, просвещения — голубой, почты и телеграфа — желтый и т. д.

Чтобы служащие имели единообразный вид, предлагаем вам воспользоваться фуражками и кителями вот такого образца (ссылка 1, ссылка 2), предварительно обсудив и уточнив цвет с коллегами и мастером своего региона, в зависимости от места службы вашего персонажа.

Жандармы

Каждодневную форму жандарма составляли гимнастерка общевоенного типа с застежкой из четырех пуговиц на левую сторону (погоны на гимнастерке красные с голубым кантом); серые брюки-суженки, сапоги со шпорами, ремень затяжной, с пряжкой на один зубец; красные шерстяные аксельбанты с медными наконечниками на правом плече.

Жандармские офицеры носили фуражки с темно-синим околышем и голубой тульей. Голубой цвет был особого, бирюзового, оттенка, он так и назывался: «голубой жандармский». Канты на фуражке были красные, кокарда обычная, офицерская.

Повседневной формой жандарма служил китель обычного кавалерийского типа с треугольными обшлагами. Погоны серебряные с красным кантом и голубым просветом. Высокие сапоги. Брюки навыпуск. На сапогах и штиблетах были обязательно шпоры — на штиблетах накаблучные, винтовые, без ремня.

Как и кавалеристы, все жандармы носили кавалерийские шашки и темляки, а в парадные случаи — изогнутые палаши в никелированных ножнах.

Отличительным признаком жандармской формы были серебряные аксельбанты на правом плече (в военных частях аксельбанты носили только адъютанты).

Мундир жандармы носили с погонами или с эполетами (металлическими, чешуйчатыми и даже серебряными), а также с серебряным поясом общеофицерского типа и лядункой (патронташ для револьверных патронов), перекинутой на серебряном ремне через левое плечо. На серебряной крышке лядунки — золотой двуглавый орел. Парадный мундир носили только с брюками в сапоги.

Головным убором служила черная каракулевая шапка с вырезом спереди — драгунка. Донце ее было голубое, с серебряным галуном. Спереди  был укреплен металлический двуглавый орел, а под ним офицерская кокарда, несколько меньшего размера, чем на фуражке. Шапку увенчивал белый султан из конского волоса. 

Купцы и мещане

Понятие «мещанский вкус» отражало отнюдь не вкусы женщин целого сословия, но характерное для не слишком состоятельных горожанок стремление дешевыми средствами подделаться под буржуазную роскошь. Это выражалось в дополнительных бантиках, кружеве, бахроме и украшениями в виде ангелочков, сердечек и блестящих фальшивых камней.

Рабочие

Основное отличие костюмов низких сословий - функциональность и консервативность.

 

Мужчины: Рубашка-косоворотка (черная или цветная, иногда с вышивкой), подвязанная цветным шнуром, черная тужурка, брюки, заправленные в сапоги, на голове — картуз.


Женщины: Простые ситцевые платья либо кофта и длинная юбка, платок на голове.

 

Дореволюционный завод или фабрика являли пеструю картину: рабочие одеты были по принципу «кто во что горазд».

Лучше других одевались старые кадровые рабочие металлообрабатывающей промышленности  и типографские работники. Хуже всех были одеты шахтеры и строительные рабочие, среди которых было много сезонников, приходивших из деревни на заработки в город и сохранявших свой крестьянский костюм, включая лапти и чуни.

Только рабочие пищевой промышленности (хлебопеки, кондитеры) одевались более или менее единообразно - в белые полотняные куртки, такие же штаны и колпаки.

Мужчины носили темные косоворотки, черные или темные блузы, длинные, со сборкой на плечах и на спине из плотной хлопчатобумажной ткани с выделкой в рубчик. Распространены были косоворотки, сшитые из сатина или шелка. Часто по борту, рукавам и подолу рубашки были вышиты затейливые узоры в два-три цвета. Косоворотки носили либо белые, либо «нежных» расцветок (голубые, светло-желтые, розовые).

Рубашки и косоворотки надевались как заправленными в брюки, так и поверх них. Они подпоясывались шелковым шнурком с двумя кистями на концах или широким эластичным поясом (из специальной резиновой тесьмы, обычно полосатой) с металлическими либо кожаными на пряжках застежками. На поясе с левой стороны пришивали кожаный кармашек для часов и кольцо для укрепления часовой цепочки. Широкий пояс надевали тогда, когда рубашку заправляли в брюки.

Поверх рубашки обычно носили темный жилет, пиджак

Брюки заправляли в сапоги или надевали навыпуск с ботинками.
Часто брюки и пиджак были разного цвета и фактуры. Носили также черные плисовые шаровары.

Популярные головные уборы - кепка-восьмиклинка, картуз, фуражка-капитанка (черная или темно-синяя) с черной муаровой лентой вокруг околыша, с лакированным козырьком и таким же ремешком. Иногда ремешок заменялся затейливо сплетенным шнурком.  Носили темные шляпы и котелки, летом панамы и белые картузы.  

Выходными костюмами были двубортные тройки. Жилеты могли быть двубортными или однобортными, с отворотами и без них, черные или темно-синие.

Носили хромовые сапоги с многочисленными гармошками (складками) либо с «гамбургскими передами».

 

Яндекс.Метрика